Страница 6 ВИЗИТ в будущее, или День открытых дверей в ПУ-41 Пятница, тринадцатое. Роковое стечение цифр не стало препятствием для организации мероприятия. Совместные усилия центра занятости и профессионального училища увенчались успехом. На ярмарку приехали учащиеся из 15 школ близлежащих районов, побывали здесь и заринские старшеклассники. Возле ПУ-41 тормозит желтый автобус с надписью на боку: “Региональный проект “Школьный автобус”. Из окон широко открытыми глазами, восторженно улыбаясь, разглядывают Заринск сельские школьники. Вся ватага, весело галдя, высыпает на тротуар. Педагог, только одним ей известным методом, умудряется “скучковать” шумных подростков, завладеть вниманием девчонок и мальчишек и направить их в гостеприимно открытые двери училища. Вхожу вслед за гурьбой ребят. И, как в той сказке, налево - регистрация и сотрудники центра занятости, направо - ароматными ватрушками и пирожными торгуют в белых колпачках и халатах учащиеся ПУ-41. Аромат сдобы на мгновенье отвлекает от выстроенных в ряд столов, где расположились представители учебных заведений (кстати, сами студенты). Однако долой булочки, поспешим на ярмарку. Регистрация С этого этапа путешествие по училищу начинали все группы школьников. Прибывших записывают первокурсницы повара-кондитеры Ира Кукина, Юля Кузнецова, Маша Артюхина. Девушки объясняют принцип организации мероприятия. Тут вручают буклет о ПУ-41 и газетку с символическим названием, говорящем о работе. Прежде чем отправиться в актовый зал, завтрашние выпускники заинтересовались информацией, расположенной на стенде ЦЗН. Действительно, прежде чем сделать выбор своей будущей специальности, нужно знать о ситуации на рынке труда. Дружить в центром занятости Об этом рассказывали Ирина Тенешева, заместитель начальника отдела по реализации спецпрограмм, и Светлана Назарова, начальник отдела трудоустройства. Конечно же, даже врагу не пожелаешь стать клиентом центра занятости. Но здесь имеется ценная информация о вакансиях. Так, 13 апреля “Новые зори” искали механизаторов (предоставляя рабочим жилплощадь). Требовалось несколько продавцов, кассиров. Заждались рабочие места швей (фабрика “Старт”, ЧП Полежаева), штукатура (СУ-6), электрика участка (элеватор), электрогазо-сварщика (СМУ-4). Так же центр занятости оказывает большой перечень государственных услуг в сфере занятости (причем бесплатно!) - от консультации до содействия в трудоустройстве и работе с психологом. Кем быть - ответит тест Дальше попадаем вместе с ребятами в учебный класс. Здесь их ждут психологи Людмила Чигринец и Любовь Полтарыхина. Всем раздают профориентационные тесты (в том числе и корреспонденту). Нужно ответить на семь групп вопросов по двум направлениям “я хочу” и “я могу”. Считаем баллы для того, чтобы найти ответ на главный вопрос: “Кем быть?” Оказывается, существует пять сфер деятельности, где человек себя реализует: человек, техника, знаковая система, художественный образ и природа. Если после техникума или университета молодой специалист не может трудоустроиться, это не значит, что нет рабочих мест, просто ему самому не очень хочется работать по своей специальности. Значит, он получал образование не в своей сфере деятельности. Неплохо было бы взять на заметку эту информацию родителям, настойчиво отправляющим свое чадо в финансисты, несмотря на его пристрастие к искусству. Вот так легко можно загубить будущие перспективы детей. Но пока мы подводим итоги тестирования. Если сферы “человек” и “техника” выбрало большинство ребят, то “природу” дружно проигнорировали и это несмотря на то, что ребята приехали из сельской местности. Даже подсознательно в родные пенаты детей не тянет, видимо, действительно в деревне делать нечего, вернее, ее срочно нужно восстанавливать. Второй раздел теста говорил о том, кто ты - исполнитель или руководитель. - Не отчаивайтесь, что вы попадаете в категорию исполнителей, - объясняли психологи. - У каждого в жизни должно быть свое место и ничего плохого в этом нет. Главное - найти его. Ведь лучше быть хорошим исполнителем, чем плохим руководителем. Кстати, по результатам тестирования, корреспондент оказался творческой личностью (значит, все-таки он на своем месте). Радуга профессий Теперь идем знакомиться с филиалами, представленными в ПУ-41. Ольга Карпова когда-то закончила родное училище № 41 и продолжила обучение в филиале Барнаульского техникума сервиса и дизайна одежды. - Шить мне нравилось всегда, - с восторгом рассказывает девушка, - мечтала стать модельером, ведь это здорово - создавать что-то свое, новое! Первым шагом к мечте стало наше училище. Сейчас я заочно учусь в филиале техникума и работаю по специальности. Таких, как я, много. Продукцию, сшитую нашими руками, можно приобрести в магазине “Маяк”. Занятия начинаются с трех часов. Так что удается совмещать работу и учебу. Поступить можно на базе начального профессионального образования (после училища) или стажа работы по специальности. Заочное обучение по специализации “художественное проектирование одежды” (квалификация “конструктор-модельер”) длится год и 10 месяцев. Образование в филиале платное. Филиал Барнаульского кооперативного техникума экономики, коммерции и права представляли его студенты. Перед табличкой “менеджер” остановилась женщина. - Что это за специальность? - спросила она у молодого человека, сидящего за столом. - Менеджера иначе можно назвать управленцем, - бойко рассказывал Дима Терехов, - вот, например, я второй год учусь по этой специальности. - Мой сын должен чуть позже подойти сюда с классом, - рассказывала женщина, - думаю, ребята о многом не догадаются спросить, вот и решила сама побывать на дне открытых дверей. Уже сейчас нужно определяться с выбором учебного заведения. У сына слабое здоровье и поэтому ему будет трудно вдали от дома. В нашем случае - филиал оптимальный вариант. Вот ты почему пошел учиться в БКТЭКП? - В Барнауле за это же обучение платят 18 000, мы - на 5 000 меньше. Да и дома стены помогают. Всего на менеджера нужно учиться два года 10 месяцев... - Хорошо, записывайте моего сына. Наверняка его заинтересует эта профессия. С думой о будущем В актовом зале в ожидании за-ключительного этапа томится группа школьников, листая буклеты и негромко переговариваясь между собой. Вместе с ними педагог. - Давайте познакомимся. Вы откуда? - Мы из Кытмановского района. Я - Сохарева Надежда Владимировна, заместитель директора Петрушихинской школы по учебно-воспитательной работе. Я привезла 15 старшеклассников. - Дети определились с выбором будущей профессии? - Как правило, да. Девятиклас-сников интересует ПУ-41. Филиалы техникумов привлекательны для 11 класса. Отправить в Барнаул детей дорого. В этом плане для нас выигрышно положение Заринска. Один сын учится здесь, второй готовится к поступлению на заочное обучение в филиал. - Считаете эффективным образование в ПУ-41? - Конечно. Факты говорят сами за себя. Дети идут в училище, твердо определившись с профессией. Здесь интересно и хорошая дисциплина. Ни один из наших выпускников, выбравших ПУ-41, не бросил обучение. Наоборот, училище становится для них стартовой площадкой. Дети продолжают образование в высших учебных заведениях. - Есть практическая польза от теста психолога? - Не все дети могут определиться с выбором будущего, в этом случае и нужно тестирование. В нашей школе второй год ведется специальная профориентационная работа. Старшеклассников возим на анкетирование в Барнаульский центр “Абитуриент”. Мы понимаем, что от верно сделанного выбора профессии зависит будущее: и школьника, и даже страны. Вероника Нормайкина. рынок труда: направление возможностей 1. Сфера управления (менеджмент). Сегодня Россия испытывает острую необходимость в развитии индустрии услуг, а ее формирование кардинально меняет природу администрирования. Востребованность на рынке труда квалифицированных управленцев, администраторов, обладающих современными знаниями и навыками управления, постоянно возрастает. 2. Внедрение компьютерной техники. Прогнозируется увеличение числа компьютеров в ближайшие 10 лет минимум в три раза, а число специалистов, их обслуживающих, - в пять раз. Консалтинг в этой сфере (консультирование компаний, подготовка специалистов, разработка программ, создание сетей и т.п.) станет самым распространенным бизнесом. 3. Строительные профессии. Прежде всего строительство получает развитие в сфере бизнеса: офисы, деловые центры, гостиницы и т.д. Общеизвестно, что такое строительство - выгодная форма вложения капитала. Оно захватывает и частный сектор. Развертывание строительных работ требует новых технологий, современных архитектурных форм, соблюдения экологических норм и т.д. Рынок строительства неизбежно объединяет сотни других профессий. 4. Консультирование. Это наиболее быстрорастущий рынок России. Несмотря на различные названия профессий (юрист, эксперт по налогам и финансам, агент по недвижимости, психолог и т.д.), цель таких специалистов одна - помочь компании продвинуть свои товары и услуги или помочь отдельным гражданам реализовать их возможности. При достаточно жесткой конкуренции успеха на этом рынке добиваются широко образованные, профессионально и персонально ориентированные консультанты. 5. Образование. Рынок образования требует принципиальной переориентации на современные международные технологии, соответствующие стандартам рынка труда. 6. Сервис семьи. Семья все в большей степени становится привлекательной целевой группой для бизнеса: гувернер, семейный врач, горничная. 7. Здравоохранение. Традиционные поликлиники уступают место профессиональным медицинским центрам, предлагающим широкий спектр оздоровительных услуг. На рынке здравоохранения развиваются следующие тенденции: * увеличение спроса на частнопрактикующих врачей, предлагающих лучшее обслуживание за умеренные цены; * расширение профилактики болезней, привлечение новых форм терапии; * усиление роли физиотерапии, акцент не столько на лучшее медицинское оборудование, сколько на активацию физических возможностей человека; * активное развитие нетрадиционных форм медицины. 8. Информация и связь. 9. Банковское дело. 10. Производство. 11. Исследования, наука и техника. 12. Туристический сервис. 13. Торговля. ГУ “Заринский центр занятости населения”. |
|